В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.
Однако, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
В связи с этим, психолог колледжа Булегенова Н.Е. провела серию комплексных игр и тренингов для студентов 1-2 курсов Костанайского строительного колледжа. Общий охват составил 340 подростков.
Целью проведения тренинга было научить подростков эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающими: сверстниками, родителями, самими собой и снизить уровень конфликтности и враждебных реакций подростков.
В начале тренинговых занятий у ребят появилась мотивация к работе, при обсуждении занятий многие из группы говорили о том, что раньше не думали о том, как важно правильно общаться, уметь выходить из конфликтов. “Мы хотели бы измениться, научиться общаться без ссор и споров” – такие слова можно было услышать от подростков.
Подростки изучили особенности и стили поведения в конфликтной ситуации, с помощью ролевых игр учились правильно выходить из конфликтов.
Ребятам очень понравилось упражнение «Молва», «Смена акцентов». А упражнения «Ливень», «Дружественная ладошка» помогли ребятам работать в команде, они узнали много нового друг о друге, нашли общие черты, которые их объединяют. При обсуждении занятий подростками была высказана мысль, что общие черты объединяют нас в одну команду, а различия делают неповторимыми и уникальными по сравнению с другими.