Стресс ― это важная реакция организма. В ситуациях опасности она позволяет запустить «турборежим» и быстро получить энергию, которая используется, чтобы бороться или убегать. Стресс позволяет нам справляться с опасностью, и поэтому он не просто полезен, а жизненно необходим.
Во время стресса происходит сложный комплекс физиологических изменений: мозг реагирует на опасность, в кровь выбрасываются гормоны, увеличивается частота дыхания и сердцебиения, снабжая наши мышцы всем необходимым для интенсивной работы. В результате мы испытываем прилив сил.
Стресс ― это интенсивная, но непродолжительная реакция: в «турборежиме» нельзя находиться длительное время, после периода активности наступает этап, когда она падает. Нам требуется отдых, ведь во время стресса мы тратим собственные ресурсы, которые нуждаются в восстановлении.
Чем сильнее стрессовая реакция, тем более короткое время мы можем находиться на пике активности и тем более внимательно следует отнестись к периоду восстановления.
Вредным стресс становится в двух случаях: когда его вызывает сверхсильное травматическое событие, которое меняет жизнь человека, и ему приходится выстраивать новые отношения с миром, и когда он приобретает хронический характер.
Но мы можем влиять на свое состояние, и это позволяет нам лучше справляться с жизненными невзгодами. Ключевым моментом для управления стрессом является грамотное распоряжение ресурсами.
Ресурсы ― это все, что позволяет нам решать жизненные задачи, справляться с кризисами, преодолевать невзгоды. Можно выделить физические, психологические и нравственные ресурсы:
• Физические ресурсы ― все то, что улучшает наше самочувствие: качественный сон, здоровое питание, умеренные физические нагрузки, внимание к состоянию здоровья, навыки саморегуляции.
• Психологические ресурсы ― общение, увлечение, эмоциональная и личностная зрелость, профессиональные успехи.
• Нравственные ресурсы ― это умение дать ответ на вопрос «Зачем?». Виктор Франкл ― психолог, который, находясь в нацистском концлагере, помогал другим заключенным, так сформулировал эту мысль: «В мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл».
Упражнение для оценки ресурсов:
• Составьте максимально конкретный список того, что обычно доставляет вам удовольствие, приносит радость (утренняя пробежка, чашка вкусного чая, интересная книга, прогулка по парку, уход за домашними питомцами, выращивание цветов, рыбалка, рукоделие, общение с друзьями, планирование нового проекта и т. д.).
• Обратите внимание на то, чтобы в этом списке были пункты, которые позволяют вам обратиться к физическим, психологическим и нравственным ресурсам.
• Оцените, что из этого списка вам доступно в текущей ситуации.
• Выделите время на эти занятия, даже если вам кажется, что они не приносят пользы («сейчас не до этого», «это глупая затея», «сделаю как-нибудь потом, когда будет подходящее время»). Помните: все, что позволяет вам восстанавливать силы, крайне важно в любых обстоятельствах.
Контакты для связи с психологами колледжа:
Тшанова Г.Н. номер телефона: 8-747-277-10-73
Аллавердиева Н.Е. номер телефона: 8-777-447-22-90